Про когнитивный диссонанс

Размышления на тему перманентного когнитивного диссонанса у нормального человека, который переходит из русской школы в русский же ВУЗ — без разницы, везде наблюдал одно и то же. В самом начале пути к знаниям есть понимание, что если учиться хорошо — будешь больше знать и голова будет умнее, что в итоге приведет к успеху в жизни.

Имеется прямая зависимость «знания → успех».

Сразу договоримся, что «учиться хорошо» — это по максимуму получать знания, оценки при этом могут быть хреновыми, но ты сам всегда перед собой можешь быть честным и понимать, что знаешь предмет и как его применить.

С течением времени появляется три типа учеников:
— «отличники»: меньшинство, пашут и добиваются успехов в учебе и любом деле, т.к. привыкли пахать;
— «среднички»: большинство, средне напрягаются, средне получают и часто обижено, что у отличников лучше;
— «двоечники»: делают минимум, лишь бы не вылететь.

У средних и двоечников возникает когнитивный диссонанс: они знают, что надо учиться хорошо, но сами при этом так не делают.

Для устранения такого диссонанса они используют 6 стандартных стратегий:
Меньшинство, я таких не видел, используют стратегию изменения поведения — начинают учиться хорошо.
Остальные используют пять замещающих стратегий:
— отрицают ответственность «Я не могу читься, потому что нет способностей» или «я не могу выучить предмет, потому что препод козел» или любая другая отмазка.
— изменяют когниции, то есть установки своего познания: «На самом деле знания, полученные в школе, никак не влияют на дальнейшую жизнь».
— переоценивают когниции: «Знания, полученные в школе, именно на меня не влияют никак, мне и без них будет ок»
— вводят новые когниции. Тут на самом деле поле для исследований среди мальчиков и девочек, но это именно тот момент, когда у девочек появляется «найду мужика, буду женой» или у мальчиков «буду разводить лохов». Примерно 7-9 класс.
— пользуются социальной поддержкой: «да нахер нам быть ботаниками, мы лучше поиграем-погуляем-побухаем».

Понятно, что успеха в большинстве случаев достигает тот, кто устраняет диссонанс изменением поведения. Не обязательно при этом становиться отличником в школе или вузе, но должно появляться внутреннее ощущение, что в нужном для тебя направлении ты делаешь все, что от тебя зависит — растешь над собой и сам делаешь для этого все возможное.

К примеру, если речь идет о молодом спортсмене, то он должен закрывать учебу на тройки-четверки, получая базовые знания, но дальше может совершенно спокойно делать спорт, потому что ему не нужны понятия о замечательном пределе и схождении рядов — вместо этого он потратит дополнительное время на укрепление выносливости или разработку тактики с тренером. Но он занят своим развитием и идет по пути.

Самый же жесткий диссонанс как раз у тех, кто в большинстве средничков и в основной массе двоечников — у них нет видения развития, стратегии роста, при этом они подсознательно осознают, что сейчас тратят время и, скорее всего, будут тратить его и дальше. Внутреннее понимание того, что подобное поведение не приведет к успеху, рождает когнитивный диссонанс и вот от него они и избавляются суррогатами в голове, а не действиями в реальном мире.

Действуйте, ептыть.