Про Арканум

После переезда разбирал бумажки, обнаружил старые и ветхие листы, а на них — карта. К карте еще пара страничек с легендой. Решил уже сфотографировать и положить тут, чтоб не потерялось. Картинки кликабельны — открываются полные версии весом по 2-3 МБ.

Кружочки с перекрестием посреди дороги — это входы в канализацию.

 

Первая страница с легендой

 

Вторая страничка с легендой. Метро реально работает.

 

Как видно, на карте — город. Город называется Тарант. В городе живут полуорки, в основном работают охранниками и вышибалами, гномы — торговцы, дварфы — кузнецы и ремесленники, эльфы и полуэльфы — либералы и расисты. Встречаются полурослики, которые хафлинги, иногда орки, ну и, понятное дело, люди. Город является столицей объединенного королевства Арканум, которое находится на одноименном материке. А может и нет, за давностию лет я забыл нафиг, какое у них там точно административное деление. Точно помню, что есть своя Австралия — остров, на который отправляют пожизненно всяких проституток, наркоманов и убийц.

Весь этот компот живет в игре Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura — ролевая фентезийная игра про магический мир, в котором случилась научная революция и народ начал строить паровозы. Это такой Fallout про смесь стимпанка и магии. Очень крутая вещь. Аналогия с Fallout не спроста — игру делали создатели Fallout, убежавшие из Black Isle Studio в Troika Games, и это чувствуется во всем: огромный открытый мир, хорошо продуманный сюжет, длиннющие диалоги, возможность решить проблему многими способами ну и, конечно, нихрена не понятно, куда бежать и что делать.

Игра вышла в 2001 году и провалилась в коммерческом прокате. В те времена я думал, что провал случился из-за откровенно дерьмовой графики. Ну вот сравните игры того года. Например, игра от российских разработчиков «Демиурги», тоже не плохая была игрушка, смесь карточной игры и героев меча и магии:

У нас тут и 3D, и модненькие тени, и вот это вот все.

 

Или вот Fallout: Tactics. Тоже появилась в 2001, играна-переиграна раз на 10. Нихрена не РПГ, но тем не менее, любима.

Тоже все прорисовано достаточно хорошо. Модельки красивые, тени, паладины Братства Стали вообще прекрасны и восхитительны. И никакого богомерзкого 3D, только ламповая изометрия.

И вот теперь Арканум:

Возможно скриншот и не передает всю убогость графики, но поверьте, она убогая. Уровень 1998-1999 года. Понятно, что они начали разрабатывать игру примерно тогда, но это прям совсем край. Особое внимание обратите на серого цвета дятла слева от всей партии — это дварф в полном доспехе. Очень годные доспехи внешне выглядят вот так.

 

Сейчас я понимаю, что игра провалилась из-за своей дикой хардкорности. Вернитесь к карте. Посмотрите на нее внимательно. Я ее нарисовал не от скуки, а потому что в игре своей нормальной карты города нет. И вот представьте, что вы гоняете по игровому миру, в очередном городе встречаете какого-то персонажа и он вам обещает помочь, если вы сгоняете в столицу и отдадите вот эти 200 монет Фредерику Фицжеральду. И ты такой: «Ок». Прибегаешь в Тарант и заходишь в каждую дверь, чтоб понять, кто где. А там еще не в каждую дверь пускают, а в отдельных за хамское поведение еще и по щщам могут надавать. Поэтому я как-то собрался и пробежал по всему городу.

На игровом скриншоте выше видите возле каждой двери золотая табличка? Вот на ней написан адрес, название заведения, если оно есть, и имя владельца. Так маньячить не каждый игрок готов. Посмотрите сейчас на тот же, например, Fallout: New Vegas. Надо быть полным дебилом, чтобы основную сюжетку не пройти: там на карте даже нарисовано, куда идти надо, а для веток диалога, которые можно провалить из-за низкого скила, сделали подсветку — типа «сначала прокачайся, потом говори». А в этой игре если ты кого-то послал, то тут же мог получить пулю в пузо или фаербол по заднице. И, е-мое, это и было интересно.

Лично меня игра с первых минут захватила так, что на графику стало плевать совсем, а хардкор — наше все. Там сюжетище такой, что ого-го. А я на тот момент уже задолбался перепроходить Fallout 2 и появление новой ролевой игры такого же уровня было просто счастьем. Но игра по геймплею была сильно лучше фолаута. Во-первых, две основных ветки для развития героя: магия и технология. У магов 16 школ магии, в каждой школе по 5 заклинаний, плюс по континенту разбросаны свитки заклинаний, которые можно вслух читать и творить делишки. У технологов 8 дисциплин, в каждой по 7 устройств. И опять же по континенту разбросаны чертежи устройств, которые можно собрать помимо заученного. Собрать, да — это во-вторых. В Аркануме есть крафтинг. Не знаю, в какой именно игре он появился впервые, но слоновое ружье, которое можно собрать достаточно рано с точки зрения развития сюжета, дает технологу не хилое преимущество надо эльфами с луками и прочими ретроградами. В-третьих, во время боя можно было переключаться между пошаговым режимом и режимом в рилтайме. В фолауте этого дико не хватало, когда на последних уровнях тебя останавливает толпа тараканов и ты, как дурак, ждешь, пока они все сходят. А тут тебя немного покусали, но зато быстро всех укокошил и пошел дальше. Из прекрасного: на технологов очень плохо действовует магия — это в игре объяснялось тем, что механизмы чего-то там магическое убивают-перекрывают. А вот пули по магам работают так же, как по всем остальным. Особенно, из слонобоя. Еще из забавного — опыт в Аркануме персонаж получал не за убийство, а за удар. Это прям спасало, можно было подбежать к большому и толстому кому-то, поковырять его ножиком, прокачаться, убежать. Еще, понятное дело, опыта давали за выполнение квестов.

Система квестов ровно как в фолауте: есть основная сюжетная линия, есть дополнительные задания — подошел к NPC, пообщался за жизнь, пообещал помочь, помог, получил плюшки и экспу. Сюжетные квесты открывали доступ к новым локациям: мир поделен на 4 или 5 частей, во все сразу не попасть. Приходилось вдоль сюжета все же идти, чтобы везде сходить. С другой стороны, если бы мир был совсем открытым, игру можно было бы в первый раз проходить и пол года — настолько много там всего.

Про игровой мир вообще очень долго можно рассказывать — там реально как путешествие в другую страну. У них там своя газета выходит регулярно и ее стоит почитывать, там пара решений квестов зарыта. Книжек всяких разных куча — в основном биографии и летописи, но все равно интересно почитать. Религии свои, культы, капища богов — там можно жертву принести и получить помощь от высших сил. Свои какие-то терки внутриполитические, в которых тоже лучше разобраться, иначе можно отхватить, если в разговоре займешь не ту сторону. Саундтрек просто божественный — его отдельно можно слушать. Поезда, опять же, между городами, чтобы пешком везде не ходить. Метро в столице тоже экономит время. Там реально целый мир. Игровые дизайнеры поработали очень хорошо.

Если вы соскучились по старым добрым РПГ, а в эту не играли, то крайне рекомендую. Русского официального перевода у игры не было, все, что у нас продавали — это результаты работы студии переводов Фаргус, 7 Wolf и прочие прекрасные товарищи, подарившие миру шедевральные переводы. Сейчас игру можно найти в интернетах, например, вот на сайте фанатов есть репак с допиленным переводом Фаргуса — ссылка на файл торента активная и даже дает что-то скачать. Если вам хочется денег занести, то игрушку можно купить на gog.com — это портал по продаже древних игр, там есть и Planescape: Torment, и все фолауты, и Макс Пейн первый и много других балдур-гейтов.